|
Victor Raldugin
Thailand at the change of centuries
В целом для этой страны известны два типа спичечной графики (А и Б) и шесть видов спичечной продукции (1 – 6):
- А ("этикетки"):
- 1) простые (рядовые) коробки с этикетками;
- 2) пачка с 10 рядовыми коробками с наклеенной пачечной этикеткой;
- Б ("каркоры"):
- 3) простые (рядовые) картонные коробки с отпечатанным рисунком на лицевой и оборотной сторонах;
- 4) большеформатные картонные коробки типа хозяйственных спичек с аналогично отпечатанным рисунком;
- 5) гостиничные спички в коробках из тонкого белого картона;
- 6) сувенирные выпуски, преимущественно в оболочке из прозрачного пластика или целлофана.
Match production
Фабрика Asia match Co. – известный производитель рекламных и гостиничных спичек. Только в самом Бангкоке сейчас не менее 145 отелей и в каждом – свои спички, которые, как и положено во всем мире, бесплатно предлагаются всем постояльцам (обычно – по их просьбе, особенно если они – курильщики). На одном торце коробка помещается надпись Asia match Co., а на другом - намазка. Клуб коллекционеров, как я понял, снабжает своих членов подборками таких спичек, причем нужно отметить, что тамошние коллекционеры собирают целые коробки (часто – со спичками) а не принятый в нас их эквивалент – каркоры.
Household matches of Asia match Co
Фабрика Asia match Co. выпускала также хозяйственные спички, иногда изготавливала сувенирные наборы, единственным известным примером которого является имеющийся у меня набор 1992 года "100 лет Красному кресту" (12 многоцветных. каркоров с фотооизображениями известных тайский больниц).
From the set "100 years to the Red Cross"
Packing matches into houshold boxes
|
Основное спичечное предприятие Таиланда – бангкокская фабрика Thai Match Co производит все виды спичек, кроме гостиничных. Один из процессов производства - ручная укладка спичек в "хозяйственные" коробки, запечатлен на фото слева. Вообще же эта фабрика уже много лет выпускает спички, на этикетках которых из года в год повторяются одни и те же рисунки (брэнды).
С точки зрения филумениста, Таиланд в рассматриваемые годы совершил заметный "рывок" в связи с проведением в нем шумной кампании "Таиланд 1998-1999". Эта кампания имела цель максимально привлечь в страну туристов со всего мира, а одна из конкретных причин – проведение в 1998 году 13-х Азиатских (спортивных) игр.
|
Household matches of Thai Match Co
Фирма Linea Group Holding оказалась "на коне" и она отличилась в этот период выпуском 11 сувенирных спичечных наборов под общим названием "Удивительный Таиланд" ("Amazing Thailand"). Наборы однотипные и каждый из них представляет собой 9 обычных картонных коробков. помещенных в специальное корытообразное картонное вместилище, у которого по периметру находятся надпись Amazing…Match Boxes… Thailand, а на обратной стороне дна набора находятся выходные данные набора.
Лицевая сторона центрального коробка всех наборов совпадает с его оборотной стороной, а 8 коробков имеют на обороте надпись по английском языке, поясняющая изображение на лицевой стороне. Для этих наборов использованы довольно качественные фотоизображения, а вся коробка вставлена в прозрачный пластиковый чехол для предохранения от загрязнений и случайных повреждений.
|
|
Представленный здесь набор называется "Чудесные храмы", а десять остальных – "Королевские барки", "Тайский монах", "Маски", "Образы Будды", "Слоны", "Природа", "Тайские куклы", "Удивительный Таиланд", "Праздник", "Радуйся вместе". На самих наборах этих названий нет, но они в таком виде перечислены на английском языке в газете тайского клуба коллекционеров, которую я получил от Пичаи Донсамера.
Кроме этих 11-ти наборов известен выпуск 8-ти сувенирных наборов другого типа –
по 6 коробков определенной темы в прозрачном пластиковом чехле. У меня есть два
целых таких набора – "Народные забавы" и "Типичный тайский транспорт". Лицевая, боковая и
оборотная стороны одного из коробков первого набора показаны здесь.
|
Размеры коробка 52 х 36 х 7 мм. Лицевая и одна из боковых сторон коробка заклеивается этикеткой из набора, а оборот, одинаковый для всех 8 наборов, отпечатан на картоне и
содержит явную грамматическую ошибку (MACTH вместо MATCH).
|
Один из этих наборов, называемый "Дикие орхидеи Таиланда", я получил в виде ненаклеенных этикеток. Для всех орхидей приведены латинские названия, что повышает информационную ценность сувенирного выпуска. В целом нужно отметить, что все сувенирные выпуски ориентированы на долларового туриста и, конечно, вряд ли были доступны простым тайцам…
Звездным часом фирмы Linea Group Holding был выпуск в конце 90-х годов не менее 18-ти спичечных сувениров с рекламой кинофильмов мировой известности).
Эти
выпуски представляют собой тематические подборки (от 2 до 5) многоцветных коробок обычного размера, запечатанные обычным скрепером в целлофановые пакеты-оболочки и снабженные общей этикеткой-ярлыком c информацией о производителе. Лицевые части многих этих сувенирных каркоров выставлены для всеобщего обозрения на сайте тайского клуба коллекционеров http://www.get.to/thaimatch, а развороты некоторых целых коробок – на этом сайте.
Оригинальный сувенир - комплект из семи спичек-книжек "Чудеса света" в целлофановом футляре - выпущен той же фирмой в 2000-ом году. Цветные фотоизображения очень качественны (Тадж-Махал я сам видел в Агре). Этот комплект "трехмерных" спичек-книжек выставлен для обозрения целиком на этом сайте.
Нельзя не упомянуть о "супернаборе" 1998-го года "13-е Азиатские игры"
(40 каркоров в прозрачном пластике), который я получил из Бангкока, и о наборе "Canadian Pacific" (20 каркоров), который я видел только в виде черно-белой иллюстрации в клубной газете.
|
|
|
Оригинальная статья впервые напечатана
в журнале "Московский филуменист" № 2(16) март-апрель 2004
На сайте представлена слегка
переработанная и дополненная версия.
I can publish only materials supplied by the autors or by their prior
permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors
permission!
|
|